Пояснительная записка
Элективный курс «Графический режим языка
FPC-Pascal» является предметом по выбору для учащихся 8-9 классов старшей
школы, это связано с тем, что в базовом курсе информатики данный раздел
рассматривается поверхностно.
Цели
курса:
·
мотивировать интерес учащихся к изучению
графики в программировании;
·
создавать условия для развития
самостоятельности учащихся в постановке задач при изучении программной среды,
развить навыки постановки цели и планирования своей деятельности;
·
развивать алгоритмическое и структурное
мышление;
·
создавать условия для развития навыков
технического творчества;
·
формировать навыки проектной
деятельности.
Задачи
курса:
·
научить составлять программы с
использованием графических возможностей и реализовывать их в среде
программирования;
·
научить делать простые рисунки и
анимации с использованием алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической
структуры;
·
привить навыки самостоятельности при
постановке задачи и в использовании методов ее решения.
Курс рассчитан на 36 часов, которые
проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет
учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний,
создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах,
подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих
программирование.
В отличие от работы с пакетами
компьютерной графики, где при построении объектов действия пользователя
сводятся к выбору (указанию) нужного инструмента, цвета объекта, определения его
местоположения и подтверждения выполняемого действия, реализация подобных
операций средствами языков программирования высокого уровня менее
автоматизирована, так как предварительно следует на бумаге определить положение
графических объектов относительно координатных осей и друг друга, рассчитать
координаты объектов, после чего приступить к формированию объектов и композиций
из них на компьютере. С одной стороны, в этом имеются минусы (на построения
затрачивается больше времени, получаемое изображение трудно вывести на печать,
наличие больших объемов программного кода может привести к путанице при
редактировании программы и т. д.), но, с другой, есть и плюсы — ученики
выполняют действия не формально (выбрал — подал команду — получил результат), а
подходят к работе творчески, развивая логическое, алгоритмическое и структурное мышление,
пространственное воображение, навыки вычислений, учатся понимать процесс как бы
изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике
выполняемых действий.
Минимально
необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением
курса:
·
владеют языком программирования
Free-Pascal;
·
умеют применять базовые алгоритмические
структуры (простые и вложенные) при программировании решения задач;
·
умеют работать с одномерными и
двумерными массивами;
·
знают особенности растровой и векторной
графики;
·
имеют представление об анимации как
динамической смене кадров изображения.
После
прохождения курса учащиеся должны уметь:
·
составлять линейные, разветвляющиеся и
циклические алгоритмы и программы;
·
вводить, редактировать и исполнять
программы на ЭВМ;
·
рассчитывать экран для построения
рисунка, строить простые рисунки с использованием графического модуля;
·
организовать движение или анимацию
простого объекта по экрану с использованием оператора цикла, процедур задержки
экрана;
·
организовать движение или анимацию
сложного объекта по экрану (движение и поворот)
Основной тип занятий – практикум.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и
Free-Pascal.
Занятия включают теоретическую и, в
большей степени, практическую часть. Отдельных уроков-теорий не
предусматривается, т.к. весь курс изложен в электронном пособии http://zhekinpascal.ucoz.ru/. Практическая часть
курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого
урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется
приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:
повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы,
основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения
основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса
изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на
практике.
К каждому ученику необходим
индивидуальный подход. Так как одни учащиеся могут усвоить курс быстрее и у них
будет дополнительное время для подготовки итогового проекта на конкурс, а другим
необходимо уделять больше внимания.
Для проверки знаний и умений учащихся
осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня
усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися
практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме
итогового практикума – это может быть готовый проект-рисунок для конкурса.
Предметом диагностики и контроля
являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования
Free-Pascal к предложенным задачам.
Оценке подлежит в первую очередь уровень
достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и
задачах курса.
Качество
знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:
·
знание основных алгоритмических
конструкций;
·
умение составить и записать алгоритм с
использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
·
умение найти более эффективный способ
решения задачи;
·
умение запрограммировать рисунок,
создать простую и сложную анимацию;
·
умение тестировать программу, искать и
исправлять ошибки.