Воскресенье, 28.04.2024, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главное меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Графика в Паскале

Пояснительная записка

Элективный курс «Графический режим языка FPC-Pascal» является предметом по выбору для учащихся 8-9 классов старшей школы, это связано с тем, что в базовом курсе информатики данный раздел рассматривается поверхностно.

Цели курса:

·        мотивировать интерес учащихся к изучению графики в программировании;

·        создавать условия для развития самостоятельности учащихся в постановке задач при изучении программной среды, развить навыки постановки цели и планирования своей деятельности;

·        развивать алгоритмическое и структурное мышление;

·        создавать условия для развития навыков технического творчества;

·        формировать навыки проектной деятельности.

Задачи курса:

·        научить составлять программы с использованием графических возможностей и реализовывать их в среде программирования;

·        научить делать простые рисунки и анимации с использованием алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической структуры;

·        привить навыки самостоятельности при постановке задачи и в использовании методов ее решения.

Курс рассчитан на 36 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

В отличие от работы с пакетами компьютерной графики, где при построении объектов действия пользователя сводятся к выбору (указанию) нужного инструмента, цвета объекта, определения его местоположения и подтверждения выполняемого действия, реализация подобных операций средствами языков программирования высокого уровня менее автоматизирована, так как предварительно следует на бумаге определить положение графических объектов относительно координатных осей и друг друга, рассчитать координаты объектов, после чего приступить к формированию объектов и композиций из них на компьютере. С одной стороны, в этом имеются минусы (на построения затрачивается больше времени, получаемое изображение трудно вывести на печать, наличие больших объемов программного кода может привести к путанице при редактировании программы и т. д.), но, с другой, есть и плюсы — ученики выполняют действия не формально (выбрал — подал команду — получил результат), а подходят к работе творчески, развивая логическое,  алгоритмическое и структурное мышление, пространственное воображение, навыки вычислений, учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса:

·        владеют языком программирования Free-Pascal;

·        умеют применять базовые алгоритмические структуры (простые и вложенные) при программировании решения задач;

·        умеют работать с одномерными и двумерными массивами;

·        знают особенности растровой и векторной графики;

·        имеют представление об анимации как динамической смене кадров изображения.

После прохождения курса учащиеся должны уметь:

·        составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы и программы;

·        вводить, редактировать и исполнять программы на ЭВМ;

·        рассчитывать экран для построения рисунка, строить простые рисунки с использованием графического модуля;

·        организовать движение или анимацию простого объекта по экрану с использованием оператора цикла, процедур задержки экрана;

·        организовать движение или анимацию сложного объекта по экрану (движение и поворот)

  

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и Free-Pascal.

Занятия включают теоретическую и, в большей степени, практическую часть. Отдельных уроков-теорий не предусматривается, т.к. весь курс изложен в электронном пособии http://zhekinpascal.ucoz.ru/. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

К каждому ученику необходим индивидуальный подход. Так как одни учащиеся могут усвоить курс быстрее и у них будет дополнительное время для подготовки итогового проекта на конкурс, а другим необходимо уделять больше внимания. 

Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума – это может быть готовый проект-рисунок для конкурса.

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Free-Pascal к предложенным задачам.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

·        знание основных алгоритмических конструкций;

·        умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

·        умение найти более эффективный способ решения задачи;

·        умение запрограммировать рисунок, создать простую и сложную анимацию;

·        умение тестировать программу, искать и исправлять ошибки.